В экспозиции краеведческого музея представлен портрет Лжедмитрия I. (Втор. пол. XIX в. Холст, масло. Неизвестный художник.)
Данный портрет выполнен с ранее написанной картины или по репродукции копии гравюры, изготовленной в 1606 г. в Аугсбурге рисовальщиком и гравером Лукой Килианом (нем. Lucas Kilian, 1579 – 1637 г.).
Причина появления подобных работ возможно состояла в заметно возросшем интересе к отечественной истории, проявлявшегося у россиян с середины XVIII в., и, как следствие, в широком распространении с первой четверти XIX в. старинных гравюр с изображениями деятелей Смутного времени. Особое место среди них принадлежало портретам самозваного «царя» Дмитрия. Считается, что внешний облик лжецаревича на гравюре Килиана передан наиболее достоверно.
Так, в эпоху Возрождения в мужскую моду в Европе постепенно вошли характерные для античной бытовой культуры короткая стрижка и гладкое бритье. В России в начале XVII в. европейская прическа и бритье бороды считались подражанием западным обычаям и воспринимались как «окатоличивание». Поэтому короткая стрижка и отсутствие бороды у Лжедмитрия I были восприняты большинством россиян как измена православию и доказательство самозванства.
Бородавки на лице, как и ряд других «особых примет», рассматривались сторонниками Лжедмитрия как подтверждение внешнего сходства самозванца с убитым царевичем.
Лжедмитрий постоянно носил польский гусарский кафтан. На портрете, как и на гравюре, «царевич» изображен в этом кафтане, надетым в нехарактерной для его ношения манере – в виде накидки, наброшенной на оба плеча.
04.11.2024