Из музейной истории. Курский музей и царствующие особы

1Первые десятилетия рубежа XIX – XX веков не зря именуют «серебряным веком» русской культуры. Это был период неслыханной тяги народа к просвещению. В провинции особенно популярной стала, прежде всего, музейная деятельность. Не остался в стороне и провинциальный Курск. Наверное, Курску повезло, что в ноябре 1902 года новым губернатором был назначен Николай Николаевич Гордеев. По роду своей службы Николай Николаевич Гордеев уделял внимание многим вопросам хозяйственной деятельности губернии, в частности, сельскому хозяйству, садоводству, строительству и другим важным вопросам.

Одной из значимых заслуг Николая Николаевича Гордеева перед курянами является создание 14 марта 1903 года (по новому стилю – 27 марта) ученой архивной комиссии и музея при ней. Увидев в губернском статистическом комитете немногочисленные уникальные экспонаты кабинета исторических редкостей, он сразу же предложил создать губернский музей. Будучи на аудиенции, у императора, курский губернатор высказал предположение по устройству музея в Курске. По распоряжению императора на эти цели было выделено 10 тысяч рублей.
О том, насколько серьезно занимался сам губернатор делами музея, свидетельствуют воспоминания краеведа А.А. Танкова, опубликованные в 1910 году в «Историческом вестнике»: «И вот пошел у нас ряд заседаний в губернаторском доме, где обсуждались вопрос за вопросом по музею. Сам Н.Н. Гордеев, вооруженный большими серьезными знаниями, опытом, начитанный в высшей степени, вкладывал всю душу в предпринятый им подвиг. Без него в здании музея не делалось ничего более или менее важного.

43dom_nachalnik_guberb

Дом губернатора, в котором решалась судьба Курского историко-археологического и кустарного музея в 1903 году (здание сохранилось).

Каждая подробность, каждая деталь устройства научного хранилища, обсуждалась с членами ученой архивной комиссии. Николай Николаевич выслушивал своих коллег самым внимательным образом, возражал. При этом делались сопоставления с другими музеями – столичными и провинциальными. Засиживались иногда до двух часов ночи. Достав свой хронометр, Н. Н. Гордеев, обращаясь к присутствующим, говорил: «Господа, пора и честь знать. Будем расходиться». Конечно, трудно сейчас представить наших современных чиновников, обсуждающих до двух часов ночи проблемы обустройства музея. Но Николай Николаевич считал своим долгом вникать во все вопросы становления музея. Он предложил организовать временную комиссию для устройства местной историко-археологической выставки из тех предметов, которые были уже собраны для музейной коллекции. Вскоре появились археологическая, церковная, архивная, этнографическая, кустарная комиссии, а также временная комиссия по составлению жизнеописания преподобного Серафима Саровского чудотворца. Но самое главное, губернатор привлек к идее создания музея огромное число представителей интеллигенции Курского края: чиновников, священнослужителей, преподавателей, представителей дворянства и купечества.
Он всячески поддерживал деятельность иконописной школы в слободе Борисовка, а также мастерской художественных резных изделий в деревне Семеновка Льговского уезда, развитию разнообразных кустарных промыслов Курской губернии. Он с удовольствием посещал все губернские выставки. На одной из них приобрел для музея на свои личные средства лучшие образцы кустарных изделий на сумму около 400 рублей, а также подарил музею образ Спасителя, исполненный в Борисовской иконописной школе. Подобные дары он делал музею неоднократно.
На одной из встреч в Петербурге с Николаем II, Николай Николаевич Гордеев преподнес ему в дар альбом фотоснимков отделов Курского музея. Император заинтересовался музеем его имени. В Государственном архиве Курской области хранятся любопытные документы, в том числе уведомление: «Государь император дал согласие на присвоение музею наименования: «Курский историко-археологический и кустарный музей в память посещения его императорским Величеством Николаем Александровичем города Курска в 1902 году». В то время Курск, стал местом проведения «Великих маневров» Российской армии, на которых присутствовал Николай II.

pismo-500x630

Копия письма с сообщением о выделении Николаем II на оборудование музея в Курске 10 тысяч рублей. 1903 год

Для оформительских работ в музее в Курск был приглашен из Московского Строгановского художественного училища рисовальщик Константин Васильевич Орлов, как указывалось в рекомендательном письме – «талантливый и серьезный художник». Он блестяще справился с порученным делом.
Экспонаты для Курского музея покупались в Эрмитаже, музеях Москвы, были изготовлены в Строгановском художественном училище в Москве. Кроме того, известные антиквары России почитали за честь предоставить музею для покупки предметы старины, а также доставить в Курск предметы “древностей и редкостей”. Пожертвования поступали в музей в виде денежных сумм и даров музейных предметов, книг и других.
12 мая 1903 года было получено уведомление из Министерства внутренних дел о том, что «Государь император 9 мая 1903 года дал согласие на присвоение учрежденному в городе Курске музею наименование: «Курский историко-археологический и кустарный музей, учрежденный в память посещения Его императорского Величества Государя императора Николая Александровича города Курска в 1902 году».
Для музея было выделено одно из лучших по тому времени зданий. 22 января 1904 года было получено разрешение № 4960 Министерства Внутренних Дел, «занять под Курский историко-археологический музей помещение Курского губернского казначейства, которое находилось в помещении присутственных мест на Знаменской площади».
Интересен и тот факт, что Курский музей взял под свое покровительство Великий князь Михаил Александрович. В телеграмме из Гатчины он сообщал: «Очень рад принять комиссию и состоящий при ней музей под мое покровительство и шлю наилучшие пожелания успеха в работе по изучению истории края и развитию кустарного дела, столь полезного подспорья в крестьянском хозяйстве. Михаил».
Следует отметить, что Николай II проявлял интерес к Курскому музею. В ноябре 1911 г. курская делегация получила приглашение в Ливадию, где отдыхала семья императора, для вручения императору памятного адреса и первого выпуска “Трудов Курской губернской ученой архивной комиссии”, а также фотографические снимки отделов музея. Николая II заинтересовало курское хранилище древностей, количество отделов, археологические раскопки.
Курский музей неоднократно представлял свои экспонаты для демонстрации на различных выставках. Например, ценные реликвии из Курска были отправлены в Москву на выставку, посвященную 100-летию Отечественной войне 1812г. (сохранился список этих предметов), в Петербург на выставку при Академии художеств, на многие археологические выставки. Губернатор постоянно вникал в деятельность работы музея и после его открытия. Например, предложил сделать бесплатным посещение музея для горожан и гостей Курска. Для людей же состоятельных был введен один платный день в неделю «чтобы этим днем могли пользоваться лица, желающие внимательней рассмотреть коллекции музея, не стесняясь присутствием многочисленной публики». Николай Николаевич Гордеев поддержал идею организации при Курском музее исторических лекций, подчеркивая их важность в распространении знаний по истории края в обществе. Сам он читал великолепные лекции по археологии, поражая слушателей глубиной знания этого предмета.
Однако здоровье Николая Николаевича было подорвано тяжелой болезнью. 10 февраля 1906 года Николай Николаевич с супругой Валентиной Сергеевной в последний раз, в связи с отъездом из Курска, присутствовал на заседании архивной комиссии. Ему был вручен образ курской святыни – художественно выполненная икона Знамения Пресвятой Богородицы в серебряной ризе тонкой работы и памятный адрес в виде пергаментного свитка, с массивной серебряной ручкой. Николаю Николаевичу было очень приятно узнать о постановлении членов архивной комиссии, поместить его портрет в музее. Приглашенный фотограф Красовский сфотографировал всех присутствовавших на память вместе с Николаем Николаевичем Гордеевым. Супруга губернатора Валентина Сергеевна была его верным помощником. В Курске очень уважали госпожу Гордееву, которая возглавляла Курское благотворительное общество, осуществившее в ее бытность много добрых дел на благо страждущих помощи. После смерти супруга она поддерживала связь с Курским музеем. Семья Гордеевых поселилась в своем родовом имении Якшино Тульской губернии. За десять дней до кончины Николай Николаевич поручил своему младшему племяннику заказать в Москве портрет, обещанный им в дар Курскому музею. Он умер в санатории «Надеждино» Московской губернии, где лечился. В Туле на вокзале у гроба покойного отслужил панихиду епископ Лаврентий, пожелавший отдать последний долг бывшему сослуживцу по Курску, которого искренне любил и уважал. Похоронили Н.Н.Гордеева в деревне Якшино. Крестьяне искренне оплакивали своего доброго барина и пожелали весь длинный путь «непременно нести его на руках до церкви» и на кладбище. Печальная весть дошла и до Курска. Здесь 2 октября 1906 года в музее состоялась панихида по Николаю Николаевичу Гордееву. Валентине Сергеевне было отправлено соболезнование. В ответной телеграмме она сообщала о том, что «Николай Николаевич так глубоко любил свое детище – музей и всех своих сотрудников, так дружно вместе с ним работавших на созидание этого близкого его сердцу учреждения, что он даже в последние дни своей тяжкой болезни с отрадой всех вспоминал». Петр Григорьевич Попов, наставник Курской учительской семинарии отметил, что «отличительными качествами Н. Н. Гордеева были «простота в общении с людьми, искренность и терпимость к чужим взглядам». По его мнению, «это был в высшей степени скромный без всякой рисовки человек, что особенно является драгоценным, когда апломб и гордыня присущи некоторым ученым, а чаще самомнящим людям». Современник Н. Н. Гордеева министр внутренних дел Вячеслав Константинович Плеве назвал его «большой барин и вполне порядочный человек». Согласно воле Н. Н. Гордеева князь В. Е. Голицын прислал в Курский музей его портрет в раме, выполненный в Москве художником Асискритовым. Этот портрет поместили при входе в музей. Другой портрет, курского фотографа Рымаренко, поместили в массивной раме в первом зале музея рядом с бюстом Александра II. Был учрежден фонд имени Н.Н. Гордеева для ежегодных двух премий при музее за научные труды по исследованию Курского края.

В 1906 г. по предложению предводителя курского дворянства В.Н. Доррер, портрет Н.Н. Гордеева после его смерти был помещен в музее также была учреждена премия имени Н. Н. Гордева за труды по краеведению.
10 февраля 1907 года во время проведения в Курском историко-археологическом и кустарном музее дня памяти первого председателя Курской ученной архивной комиссии, было решено создать фонд имени Н. Н. Гордеева, денежные средства которого выдавать в виде премии за научные исторические труды. Фонд имени Н. Н. Гордеева существовал до 1917 года.
В 1993 г. согласно приказу директора Курского областного краеведческого музея В.В. Левченко, портрет Н.Н. Гордеева вновь был установлен в музее.
В 2003 году, в связи со 100-летним юбилеем Курского областного краеведческого музея Комитет по культуре Курской области возродил премию имени Н. Н. Гордеева, которая сегодня вручается музейным сотрудникам, внесшим весомый вклад в развитие краеведения и музейного дела в Курской области.