«Каменные бабы» изучались многими русскими исследователями, которые пришли к выводу, что они принадлежат половецкой культуре. Половецкие каменные бабы относятся к памятникам IX-XIII веков, когда бытовал обычай возводить идолов. Впрочем, правильно говорить было бы не каменная баба, а каменный бабА, что означает примерно «пращур» — каменный предок. Статуи символизируют бессмертие воинов, женскую силу, способную возрождать природу, плодородие земли.
Довольно много таких изваяний было найдено по берегам рек Дон, Днепр и в других регионах юга России.
Каменные изваяния ставились в нескольких случаях. На возвышении кургана, когда умирал кто-то из половецкой аристократии. Во втором случае их ставили на перекрестках дорог. В третьем случае они служили божествами, им поклонялись и приносились жертвы.
С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, была утеряна культура возведения каменных статуй. В настоящее время на территории Курской области сохранилось две «Каменные бабы». Одно изваяние находится в экспозиции Курского областного краеведческого музея, другое на территории Центрально-Черноземного государственного природного биосферного заповедника имени профессора В.В. Алехина.
На фотографии: Каменная баба. 11-12 вв. «Надгробный половецкий памятник из с. Гуляй-поле, Александровского уезда Екатеринославской губернии, пожертвован музею в феврале 1910 г. Б.К. Кернером».
22.10.2022