Во многих губерниях России ковры ткали лишь для домашнего употребления, поэтому их производство считалось незначительным. В крестьянском доме ковры берегли, редко вешали на стену, если стелили на пол, то только в торжественных случаях. Ковры были дороги, ценились и передавались по наследству по женской линии. По-видимому, и сохранились, в основном ковры из приданого, которое берегли.
Широко ковроделие было развито в Курской, Полтавской, Волынской, Воронежской, Саратовской и Орловской губерниях. В Курской губернии ковры ткали во многих уездах, в основном на продажу: Курском, Фатежском, во Льговском, Щигровском, Тимском, Обоянском и других.
Наиболее ранние композиции – повторяющиеся геометрические мотивы, в отличие от дорожек они имеют кайму со всех сторон. Мотивы — треугольники, квадраты, ступенчатые ромбы, разнообразились игрой цвета, в большую фигуру вписывались меньшие. Центр и широкая кайма обрамлены узкими каёмками с ромбиками. Разноцветной бахромой с одной стороны обычно украшали свадебные санные ковры.
В фондах нашего музея есть ковры с различными орнаментами и узорами.
Поскольку в России не было столь развитой школы ковроделия, как на Востоке, имеющей большой репертуар символических узоров, то, когда ковры стали востребованы, мастерицы с удовольствием перешли от геометрических узоров, к модным цветочным мотивам.
В крестьянских коврах центральное поле в виде квадрата или прямоугольника заполнено цветами (пышные розы) и листьями так плотно, что остаётся полоска тёмного фона, отделяющая цветочную гирлянду каймы. Иногда площадь фона увеличена.
Композиция курских ковров считается классическим вариантом русских ковров. В центре находится венок, но чаще всего – букет из трёх, четырёх пышных роз, окружённых листьями, веточками и более мелкими цветами. Изображают также шиповник, лилии, георгины, петунии, васильки, незабудки, мак, гвоздики. Широкая кайма представляет собой цветочную гирлянду, которая окружает букет в виде венка или следует вдоль края ковра, включая прямые углы. Ковры стали ткать с бахромой из нитей основы. Некоторые мастерицы к рисунок у добавляли свои инициалы. Ковры с букетами, венками и буквами говорят о том, что это было приданое, ткались они к свадьбе.
Красные крупные розы по краю, в центре букет состоящий из двух крупных роз и гвоздики. Весь узор выполнен красными и зелеными нитками.
На черном фоне одна в другой прямоугольные рамки из роз и маков с листьями. В центре букет из роз с листьями. По краю рамка из стилизованных небольших разноцветных цветов.
На чёрном фоне – красные розы с зелёными листьями, цветы шиповника и фиалки. В центре две крупные розы с бутонами, цветы шиповника.
Красные розы с белыми и голубыми цветами шиповника. Шерстяной, безворсовый, гладкий двусторонний счетный растительно-орнаментальный домотканый ковер. Основа х/б нить, уток – шерсть. Ковер черно-фоновой, полихромный, безкаймовый, имеет бахрому из нитей основы. Композиция орнамента: состоит из крупных красных роз, расположенных по всему полю. Между ними мелкие пятилепестковые цветы белого, голубого и красного цвета, по всему ковру вытканы листья и бутоны.
Традиционный курский домотканый из домопряденных шерстяных нитей, безворсовый, двусторонний, полихромный. Растительный орнамент на черном фоне: по углам четыре красные розы, ближе к центру четыре крупных цветка, в центре – три мелких и тканые буквы «З.М.», между цветками листья и бутоны. Края не обработаны.
С 1934 года начинается период внедрения в искусство метода соцреализма. В ковроделии ставилась задача создания новых композиций ковров. Мастера стали создавать новые необычные рисунки на основе традиционных цветочных ковров. Свободного фона становится больше. В центре какой-либо сюжет.
Шерстяной, безворсовый двусторонний ковер ручной работы, выполнен из х/б основы и шерстяного утка. Сюжет по теме басни Крылова «Лисица и журавль». В центре ковра на зеленой поляне, перед слегка просматривающийся балюстрадой, стоит круглый драпированный желто-коричневый скатертью стол, за которым в белых одеждах сидят лиса и журавль. Над сюжетной сценкой – геометризованная орнаментальная полурамка. По бокам расположены крупные красные розы с зелеными листьями. По углам – симметричные мотивы из виноградных листьев и экзотического цветка, обрамляет поле красная рамка. В этом ковре прослеживается попытка соединить цветочные мотивы с сюжетом.
В России помимо тканых ковров были и вышитые. Вышивка, не требующая сложных станков, большого количества сырья и затрат, исстари была более практичным и распространённым в России видом ремесла, чем ковроткачество. Даже когда в России появились вертикальные станки для ковроделия, их называли пяльцы. Вышивали по канве гарусом – цветными шерстяными нитями, шёлком и бисером. Использовали готовые схемы рисунков. Вышивание, в отличие от ткачества, считалось благородным занятием. Вышитые ковры с цветочными и сюжетными композициями достигли в лучших образцах высокого художественного уровня. Ковры вышивали и в 19 в., и в советское время.
Ковер прямоугольный, на черном фоне растительный орнамент. В центре птица на ветке с цветами. По краям синие и красные цветы в обрамлении листьев.
19.09.2024