Курский музей в годы Великой Отечественной войны

Сейчас мало кто уже знает и помнит, какие тяжелые испытания выпали на долю Курского краеведческого музея в период Великой Отечественной войны. В 1941году, с приближением линии фронта к Курску, было принято решение об эвакуации наиболее ценных музейных предметов в г. Сарапул, Удмурдской АССР. Археологическая коллекция, предметы из фарфора были упакованы в ящики и зарыты в подвале музея. Остальное имущество осталось в экспозиционных залах. Вскоре, после занятия города фашистами, отдел немецкой пропаганды приказал привести музей в порядок и открыть его для посещения публики. Для руководства этой работой был назначен представитель отдела немецкой пропаганды доктор Томсон.
В ноябре 1941 г. музей был открыт для посетителей. Директором стал Петр Николаевич Черменский, ученый, краевед, бывший директор Тамбовского краеведческого музея, автор книг по истории Тамбовской области. Он приехал вместе с женой к родственникам в деревню под Курском, спасаясь от войны. Когда фашисты оккупировали Курскую область, стало понятно, что им с женой, в деревне не выжить. Черменские переехали в Курск, сняли квартиру на улице Софьи Перовской, стали искать работу. Вот тогда и узнали, что будет открываться музей. Предложили свои услуги. Петр Николаевич был репрессирован и реабилитирован накануне войны. Возможно, поэтому его и назначили тогда директором музея.
В Государственном архиве Курской области сохранилась его докладная в органы НКВД, где он кратко описал работу музея в период оккупации.
Газета “Курские известия”, издававшаяся в городе Курске в период оккупации, 15 ноября 1942 г. писала: “ Лучшие экспонаты (ковер Шамиля, бронзовые вещи, картины и др.) были увезены, а часть зарыта в землю в подвале здания (фарфор, доисторические древности)… 13 февраля 1942 г. музей в составе 4-х залов исторического отдела и выставки картин курских художников, был открыт для посещения публики. Первые же дни работы музея показали, какой исключительный интерес проявляют немецкие военные к произведениям русской культуры. Открыты для обзора: 10 зал исторического отдела, с экспонатами, начиная с доисторического времени и кончая первой половиной 19 в.; и 10 зал художественного отдела с отделением русской и западноевропейской живописи; 6 зал отдела природы с экспонатами природных богатств Курского края по разделам ископаемых, растительного, животного мира и сельского хозяйства. В настоящее время устраиваются залы русских писателей — Пушкина, Лермонтова, Достоевского и др. Семь ящиков с фарфоровыми и другими древностями были откопаны, и часть их приведена в порядок…
С 1 сентября 1942 г. зарегистрировано посещений музея 5030 человек”.
Но не все было в жизни музея благополучно. Пришлось музейным работникам пережить и грабежи. Петр Николаевич свидетельствовал, что « первый грабеж музея произошел 10 июня 1942 года. В этот день солдаты венгерской армии, расквартированные в здании бывшей мужской гимназии, проникли в подвальное помещение музея. Они унесли следующие музейные предметы: 3 шкафа 18 века из карельской березы (были разысканы и возвращены), 2 письменных стола, 5 стульев, разбили свыше 200 фото негативов на стекле, зеркало-трюмо, свыше 100 школьных лыж. Было сломано большое количество рам, картин, подрамников, щитов и листов фанеры. Во время второго грабежа 3 июля 1942 года венгерские солдаты изъяли из музея 4 стола и 4 стула. Кроме того, в период с 5 по 10 июля 1942 года (музей был временно закрыт) были похищены музейные экспонаты: портрет князя Барятинского в детском возрасте, 3 чашки саксонского фарфора, 6 греческих вазочек, 3 терракотовые статуэтки, фарфоровая пороховница, настенные часы, картина художника Аноприева “Вид Курска”, 20 открыток с изображением греческой пластики. Кроме того, были повреждены старинные часы с подставкой, разбиты 4 тарелки, 5 блюдец, 1 чашка, 2 гипсовые скульптуры». Черменскому пришлось обратиться в немецкую комендатуру, и часть вещей венграми были возвращены. Позже они отомстили музейным работникам, отправив в немецкую комендатуру лживый донос о подаче из окон музея световых сигналов советским самолетам. Директор и сотрудники музея были арестованы, подверглись жестокому избиению. Только по счастливой случайности им удалось избежать расстрела.
Лучшие экспонаты Черменский и его помощники старались поместить в экспозиционные залы, мотивируя тем, что лучшее посетители должны увидеть в музее. Тем не менее, передачу музейных экспонатов для украшения кабинетов оккупационных властей избежать не удалось. Например, «47 картин из музея было передано для оборудования служебного помещения командира немецкой дивизии, оккупировавшей Курск, генерал-лейтенанта Фон Дитерурта. Часть картин так и не были возвращены в музей». Не были возвращены картины, взятые для украшения кабинета генерала Лсер: «Спящая Венера», “Эгмонт перед казнью”, “Битва Игоря с половцами” – художник Лихин. Кроме того, не возвратил в музей 12 картин комендант города Курска господин Шварц, а также не были возвращены: производственно-продовольственной конторой – картина “Лес” (школа Шишкина), Городской управой – картина “Цветы», командованием венгерской части – 6 живописных произведений. Интересен тот факт, что большая часть ценных музейных экспонатов были подвергнуты страховой оценке в рублях и немецких марках. Например: картина “Семейный портрет помещиков Нелидовых” оценивалась в 1000 немецких марок, диван со скульптурой «Три грации» – в 200 марок, сани в виде дельфина – в 220 марок, бюро зеркальное – в 1000 марок, гравюрный портрет помещика А.И. Нелидова – в 120 марок и так далее все экспонаты.
Вот что написала газета “Курская правда”, 3 марта 1943 года: “… четыре бандитских налета организовали они (мадьяры – Л. К.) на Курский областной краеведческий музей. Увезли художественную мебель 18 века, старинные часы, разные статуэтки, картины, поломали или побили многие ценности. Несмотря на издевательства и угрозу расстрела коллектив музея сохранил бюсты вождей, электрифицированную карту социалистического строительства и другие экспонаты. Сейчас музей, переоборудованный и приведенный в порядок, открыт для обозрения, восстановлены: исторический, археологический, краеведческий, отдел социалистического строительства и другие отделы. Все сотрудники музея – люди новые. Экспонаты бывшего социалистического строительства почти все сохранены, заперты в отдельной комнате, опись составлена».
В целом, во время оккупации были взяты из музея и не возвращены 31 картина и ценности на сумму около 20 тысяч рублей. Кроме того, во время налетов мадьярами было унесено и уничтожено музейного имущества на сумму около 10 тысяч рублей. Согласно инвентарной книге музея в то время на учете состояло 5516 предметов: книги, русский и иностранный фарфор, картины, кресты, церковные одежды, монеты и медали, старинное оружие, резьба по дереву, а также бронзовые статуэтки (русские и восточные), канделябры, подсвечники и прочее.
8 февраля 1943 года город Курск был освобожден от фашистских захватчиков. Начались восстановительные работы, и к 1 марта краеведческий музей вновь уже принимал посетителей: жителей города, воинов — освободителей города. Для командного состава Красной Армии и взрослого гражданского населения устанавливалась входная плата – 3 рубля, для красноармейцев и учащихся – 1 рубль. Экскурсии для красноармейцев и учащихся проводились бесплатно.
Война нанесла музею ущерб в более чем полмиллиона рублей. Здание его пришло в состояние близкое к полному разрушению. Потолки обвалились, окна были забиты фанерой, заложены кирпичом, крыша, пробитая осколками бомб, протекала по всей площади. В здании размещались еще Картинная галерея, Облоно, были складированы ящики с оборудованием курских школ, спрятанных перед обороной Курска в 1941году.
Но уже в этот период началась большая собирательская работа. 2 марта 1943 года П. Н. Черменский направил письма заместителю председателю городского совета Галкину и в курский отдел НКВД. Одно – с просьбой предоставить музею право взять из трофейного фонда необходимые экспонаты для оборудования зала «Оккупация города Курска и Курской области (1941-1943гг.)»; другое – разрешить сфотографировать здания города, сожженные и разрушенные оккупантами в период бегства из Курска. Фотоснимки нужны были как ценный материал по истории города Курска и свидетельства тех зверств, которые причинили оккупанты населению города.
К слову сказать, школьные комнаты музея, непосредственно прилегавшие к музейной экспозиции и фондохранилищам, в 1944 году были заняты под госпиталь немецких пленных. В найденной в архиве докладной записке от 5 июля 1944 года директор музея П. Н. Черменский писал, что «помимо стеснения музея в помещениях, госпиталь является недопустимым рассадником инфекционных заболеваний в общественном учреждении».

Вот что написала газета “Курская правда” 3 марта 1943 года:
“… четыре бандитских налета организовали они (на Курский областной краеведческий музей. Увезли художественную мебель 18 века, старинные часы, разные статуэтки, картины, поломали или побили многие ценности. Несмотря на издевательства и угрозу расстрела коллектив музея сохранил бюсты вождей, электрофицированную карту социалистического строительства и другие экспонаты. Сейчас музей, переоборудованный и приведенный в порядок, открыт для обозрения, восстановлены: исторический, археологический, краеведческий, отдел социалистического строительства и другие отделы. Все сотрудники музея – люди новые. Экспонаты бывшего социалистического строительства почти все сохранены, заперты в отдельной комнате, опись составлена».
В целом, во время оккупации были взяты из музея и не возвращены 31 картина и ценности на сумму около 20 тысяч рублей. Кроме того, во время налетов мадьярами было унесено и уничтожено музейного имущества на сумму около 10 тысяч рублей. Согласно инвентарной книге музея в то время на учете состояло 5516 предметов: книги, русский и иностранный фарфор, картины, кресты, церковные одежды, монеты и медали, старинное оружие, резьба по дереву, а также бронзовые статуэтки (русские и восточные), канделябры, подсвечники и прочее.
8 февраля 1943 года город Курск был освобожден от фашистских захватчиков. Начались восстановительные работы, и к 1 марта краеведческий музей вновь уже принимал посетителей: жителей города, воинов – участников Курской битвы. Для командного состава Красной Армии и взрослого гражданского населения устанавливалась входная плата – 3 рубля, для красноармейцев и учащихся – 1 рубль. Экскурсии для красноармейцев и учащихся проводились бесплатно.
Война нанесла музею ущерб в более чем полмиллиона рублей. Здание его пришло в состояние близкое к полному разрушению. Потолки обвалились, окна были забиты фанерой, заложены кирпичом, крыша, пробитая осколками бомб, протекала по всей площади. В здании размещались еще Картинная галерея, Облоно, были складированы ящики с оборудованием курских школ, спрятанные перед обороной Курска в 1941году.
Но уже в этот период началась большая собирательская работа. 2 марта 1943 года П. Н. Черменский направил письма заместителю председателю городского совета Галкину и в курский отдел НКВД. Одно – с просьбой предоставить музею право взять из трофейного фонда необходимые экспонаты для оборудования зала «Оккупация города Курска и Курской области (1941-1943гг.)»; другое – разрешить сфотографировать здания города, сожженные и разрушенные оккупантами в период бегства из Курска. Фотоснимки нужны были как ценный материал по истории города Курска и свидетельства тех зверств, которые причинили оккупанты населению города.
К слову сказать, школьные комнаты музея, непосредственно прилегавшие к музейной экспозиции и фондохранилищам, в 1944 году были заняты под госпиталь немецких пленных. В найденной в архиве докладной записке от 5 июля 1944 года директор музея П. Н. Черменский писал, что “помимо стеснения музея в помещениях, госпиталь является недопустимым рассадником инфекционных заболеваний в общественном учреждении”.

home_in_vov

Здание музея в годы Великой Отечественной войны. На переднем плане – дзоты.

pert_chernensky

Петр Николаевич Черменский директор музея в период оккупации.

ekspozic-640x421

Госмузей. Художественный отдел. 2-й этаж. Почтовые открытки