Известное полотно Маковского Константина Егоровича «Боярский свадебный пир» принадлежит к целому циклу его полотен, которые объединены историческими сюжетами.
Это яркие, праздничные, сказочные, необыкновенно колоритные произведения, с большим количеством персонажей, картины, передающие традиции, обряды русского народа, воспевающие эти традиции и продлевающие им жизнь.
Необыкновенно правдиво описан каждый герой сюжета. Тонко передана мимика каждого гостя, изумительно точно, разнообразно, богато написана одежда бояр того времени. Картина так разработана, что в ней нет затененных лиц, все они высветлены и каждый, персонаж несет свою смысловую нагрузку.
Конечно, главным героем картины должна быть невеста на своей свадьбе. Но на картине ее не сразу заметишь. Девушка написана почти у самого края полотна. Маковский, будто бы, подчеркивает ее истинное положение в этом обществе.
Поникший взор девушки, покорность во всей позе, безысходность – все это затмевает даже такие изумительно роскошные убранства невесты. Жених осторожен с красавицей. Он пытается бережно повернуть к себе несмеяну, но, как показывает опыт, такой бережности у богатого боярина хватало ненадолго.
Позади невесты приземистой жабой толчется сваха. Уж ей-то известно, с каким тяжелым сердцем идет под венец красавица – не люб ей жених. Ну, да разве это повод так кручиниться, такой-то брак – счастье для любой девушки.
С весельем и улыбками тянутся к молодой невесте бокалами гости-мужчины. Они и вовсе не собираются вникать в печали-горести новобрачной. Им это чуждо. А вот женщины смотрят на невесту совсем не так однозначно. Вот пышная барыня с явным интересом ждет, что же будет дальше – сможет ли жених поцеловать красавицу.
А яркая молодая женщина в центре стола совсем не благодушно настроена к строптивой невесте. Быть может, она сама мечтала оказаться на ее месте? Необыкновенные картины Маковского заставляют придумывать, фантазировать и восхищаться.