О «метельном» звоне

В XIX столетии дорожная сеть России еще не отличалась каким-либо техническим оснащением. Помимо шоссе и старых вымощенных трактов большинство путей приходилось на грунтовые проселочные дороги, на которых отсутствовали верстовые столбы с редкими указателями населенных пунктов, а позже – и телеграфные линии. С целью безопасности и удобства проезжающих в условиях непогоды, правительство, по причине отсутствия средств на местах, достаточно своеобразно использовало «ресурсы» этих территорий.
Так в перепечатанном «Курскими епархиальными ведомостями» (№ 3 от 1 – 15 февраля 1877 г.) определении Св. Правительствующего Синода (ж. «Церковный вестник») всем епархиальным властям было приказано «подтвердить» сельскому духовенству «о точном исполнении» «Высочайше утвержденных» 7 августа 1851 г. правил (в 2021 г. введению данной практики исполнилось бы 170 лет), которыми было установлено:
«1). производить в селах, во время вьюг и метелей, днем и ночью, по согласию сельского начальства с церковным причтом, до тех пор, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих, метельный звон, который, для отличения от церковного благовеста и от пожарного набата, должно производить не постоянно, но прерывисто, с некоторыми промежутками времени, и 2). производство сего звона должно быть возложено на церковного сторожа, в помощь к которому местное сельское начальство обязано назначить несколько человек…».
Можно предположить, что если бы данные «правила» существовали ранее, то и сюжет пушкинской повести «Метель», вероятно, был бы иным.


Забытая деревня. Томарев Николай Максимович