Портрет генерала от инфантерии графа Ф.Ф. Буксгевдена

В экспозиции краеведческого музея представлена копия портрета генерала от инфантерии графа Ф.Ф. Буксгевдена. Художник неизвестен.
Копия картины В.Л. Боровиковского. После 1809 г. Холст, масло.

Среди картин признанного мастера в жанре портретной живописи В.Л. Боровиковского значится немало работ, выполненных для художественных галерей известных дворянских фамилий. Одна из них – портрет генерала от инфантерии графа Ф.Ф. Буксгевдена.

Представитель древнего остзейского дворянского рода граф Федор Федорович (Фридрих Вильгельм) Буксгевден (1750 – 1811 гг.) принадлежал к особенной плеяде незаурядных офицеров армии и флота, выдвинувшихся в правление Екатерины II и представлявших на рубеже столетий военную элиту страны. Отношение Буксгевденов к Курскому краю прослеживается в родственных связях с дворянами Нелидовыми. Старшая из пятерых детей графа Федора Федоровича и графини Натальи Александровны Буксгевден Софья состояла в браке с курским гражданским губернатором Аркадием Ивановичем Нелидовым – братом камер-фрейлины двора Павла I Екатерины Нелидовой. В 1796 г. А.И. Нелидову были пожалованы земли в Курской губернии, в числе которых значилась д. Моква – место будущей загородной усадьбы. Для интерьеров усадебного дома были выполнены копии портретов близких родственников С.Ф. Нелидовой, среди которых находился данный портрет. После принятия «Декрета о регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» от 5 октября 1918 г., данное полотно было передано губернским подотделом Наркомпроса по делам музеев в губернский музей вместе с другими реквизированными памятниками культуры и искусства.

  1. По характеру жанра изображение графа Ф.Ф. Буксгевдена представляет собой полупарадный портрет – поясное изображение модели с атрибутами военачальника (мундир, награды, карта) на архитектурном фоне, с большой проработанностью деталей, повествовательностью сюжета и индивидуальным образным строем. Работа выполнена в жанре портрета-картины для которой характерны смысловая и сюжетная взаимосвязь модели с окружающими предметами и архитектурным мотивом (колонна на заднем плане).
  2. Ф.Ф. Буксгевден изображен в общегенеральском мундире, введенном в 1808 г., и эполетах образца 1807 г. Художник запечатлел портретируемого на пике его служебной карьеры и славы военачальника.
  3. Особенности изображения орденских знаков на мундире Буксгевдена призваны свидетельствовать о разной степени значимости последних для награжденного. Художник акцентирует внимание на бриллиантовых знаках (звезда) и ленте ордена Св. Андрея Первозванного – высшего ордена Российской империи, – а также на знаках наиболее престижного для военнослужащих ордена Св. Георгия II ст. (крест на шейной ленте и звезда), пожалованных Александром I за победы в войне со Швецией. Равным вышеназванным наградам показан бриллиантовый командорский крест Бранденбургского бальяжа ордена Св. Иоанна Иерусалимского, демонстрирующий право Буксгевдена на пожизненное владение командорством Горгаст в Пруссии. К знакам всех степеней этого ордена также полагалась восьмиконечная звезда в виде Мальтийского креста (золотого с белой финифтью), который носился на левой стороне груди, левее звезд других орденов. Впечатление менее значимых наград оставляют знаки ордена Св. Александра Невского (крест с бриллиантами на шейной ленте, но без звезды), пожалованного Павлом I во время коронационных торжеств в 1797 г., прусского ордена Черного орла (крест на шейной ленте) и ордена Св. Владимира I ст. (звезда), выданного за сражение под Аустерлицем.

20.11.2024