В «Истории декоративно-прикладного искусства» Анри де Морана представлен портшез мадемуазель де Шартр, племянницы французского короля Людовика XIV, из дворца Марли под Парижем, работы 1-й половины XVIII в.
Подобный портшез попал в Курский областной краеведческий музей из усадьбы Марьино недалеко от с. Ивановское Льговского уезда (ныне Рыльский район). Конструкция и дизайн те же: деревянный каркас с натянутым полотном стенок, покрытым росписью-гризайлью с пасторальными сюжетами, кровля из кожи с двойным рядом обойных гвоздей с золочеными шляпками, накладная обноска с резными рокайлями и листьями аканта, и даже скобы для перекладин-ручек такие же. Роспись несколько отлична, например, на задней стенке — герб князей Барятинских («В правой части щита ангел с мечом и щитом, в левой — орел в короне с распростертыми крыльями и крестом в лапе. Девиз: «С Богом и честью») и под ним античная богиня справедливости Дика, дочь Зевса и Фемиды.
Из всех владельцев Ивановского доставить такую диковинку в усадьбу мог лишь Иван Сергеевич Барятинский, который с 1773 года был русским посланником в Париже. Он часто бывал в Марли, старой резиденции французских королей, и там ему, возможно, понравился портшез племянницы «короля-солнце».
Для И.С. Барятинского, прожившего 12 лет во Франции, было несложно заказать подобную вещь со своим гербом в королевских мастерских. Вскоре князь вышел в отставку и возвратился в Россию. Он подолгу оставался в Петербурге при императорском дворе, лишь изредка посещая Ивановское. Туда, в господский дом, и был доставлен портшез, так как в столице он не пригодился…
Позже сын князя, Иван Иванович Барятинский, недалеко от Ивановской усадьбы построил новую — Марьино. Но и там место портшезу нашлось лишь на чердаке дворца, откуда в годы национализации он и был доставлен в Курский музей.
23.09.2024