Рог для вина

Рог для вина – кханци, спиралевидный. (Грузия, Тифлис, 1904 г. Рог, серебро, бирюза, гравировка, чернь). Общий вес – 443,38 г. Размер: 36х8,0см.

Концы рога отделаны серебряными обкладками с чернью. На одном конце — обкладка в виде стилизованной головы птицы с бирюзовыми вставками для глаз.

Отделка рога серебряными обкладками выполнена кубачинскими отходниками, перебравшимися на заработки из Дагестана (северо-восточный Кавказ) в Закавказье, в Грузинскую столицу Тифлис. Этим обстоятельством объясняется, что обкладки рога с тифлисским клеймом, украшены гладкой чернью, но с дагестанским (кубачинским) орнаментом «тутта» – с орнаментом в технике гладкой черни – без выборки глубокого фона под чернь, характерной местным, тифлисским мастерам. В этом случае дагестанцы применили свой кубачинский орнамент в сочетании с местной техникой исполнения, хотя значительно чаще они все же использовали местный орнамент, выполняя его в своей, более сложной и эффектной технике глубокой гравировки.

Кханци, или джихви — разных размеров рога для вина. Кханци изготавливались следующим образом – рог убитого животного тщательно промывали, вычищали, вываривали, затем полировали, обрамляли сплавом – латунью или мельхиором. В итоге получался очень прочный сосуд для вина, который обычно украшали серебряными накладками с богатым декором.

Самый большой рог обычно пускался в компании по кругу. Традиция пить из рога известна еще среди древних скифов, греков, но сегодня она наиболее полно представлена именно в закавказской культуре. Рог ассоциируется с рогом изобилия, выпить из рога – значит, пожелать богатства, изобилия и процветания. Рог в доме – символ того, что в доме живут щедрые, богатые, благородные люди. Осушить этот нетрадиционный сосуд для вина до последней капли значило проявить уважение хозяину.

Кубок из рога был также элементом в своеобразном обряде инициации – когда мальчикам исполнялось 16 лет, они должны были опустошить полный сосуд вина,– в знак того, что они становились взрослыми мужчинами. После того, как вино выпивалось до дна, рог преподносился им в подарок.

Кханци для мужчины – как кинжал, их украшали металлами, в том числе и драгоценными, их, на имеющихся у них цепочках, подвешивали на поясе, рядом с кинжалами, коллекционировали и продолжают коллекционировать, превращая их, в том числе, в предметы декоративно-интерьерного значения, сглаживая их функциональность, украшают ими стены жилищ.

В Курский областной краеведческий музей рог-кханци поступил из Старого музея, то есть Курского Историко-Археологического и Кустарного музея, коллекции которого в первые годы его существования с 1903г. до революционных событий 1917 г. активно пополнялись за счёт пожертвований историческими материалами от частных лиц.

16.09.2024