Рычаг перевода железнодорожной стрелки

Из экспозиции Курского областного краеведческого музея.

День железнодорожника ежегодно отмечается в Российской Федерации в первое воскресенье августа. 

В залах Курского областного краеведческого музея можно встретить экспонаты, без которых невозможно представить налаженную работу на железной дороге, например, рычаг перевода железнодорожной стрелки. 

По мере развития железных дорог последовательно совершенствовался и качественно изменялся очень важный элемент конструкции пути — стрелочный перевод. Он не только обеспечивает безопасность движения, но и позволяет экономить время и ресурсы, направляя поезда по наиболее оптимальным маршрутам.

Управление ручными стрелочными переводами осуществляется специальными рабочими — машинистами-стрелочниками. Раньше стрелочник размещался в будке вблизи от стрелочных переводов.

Сейчас на станциях имеется здание, где находится пост электрической централизации, в котором осуществляется управление стрелочными переводами. Работу выполняет дежурный по станции. 

Рядом с современным стрелочным переводом можно заметить небольшой металлический ящик с электродвигателем, который принимает сигнал с пульта дежурного по станции и приводит в действие тягу. Она толкает или притягивает в нужную сторону остряки – заостренные рельсы, положение которых определяет по какому направлению будет двигаться поезд.

Сегодня профессия машиниста-стрелочника постепенно исчезает: стрелки уже не нужно переводить вручную.  Лишь на отдаленных участках железных дорог встречаются будки стрелочников.

Рычаг перевода железнодорожной стрелки, представленный в экспозиции музея, использовался в работе на городской ветке у бывших складов братьев Нобель на Гунатовской улице.

Из экспозиции Курского областного краеведческого музея.

1.08.2025