Смальта

Курская земля богата талантами. В новой экспозиции Курского областного краеведческого музея особое место будет уделено рассказу о наших знаменитых земляках: учёных и изобретателях, политических деятелях и спортсменах, музыкантах и художниках. Экспозиционные комплексы в максимально возможной степени будут составлены из подлинных предметов, отражающих жизненный путь наших талантливых земляков. Это фотографии, документы, личные вещи, награды, памятные знаки, картины, рукописи, научные труды, афиши, программы выступлений и многое другое. Один из таких экспонатов – смальта, из которой были изготовлены мозаики на станциях московского метрополитена «Маяковская» и «Новослободская», выполненные по эскизам уроженца города Курска, известнейшего советского художника, А.А. Дейнеки.

Смальта – это цветное стекло, изготовленное по специальным технологиям выплавки с добавлением оксидов металлов, а также кусочки различной формы, полученные из него методом колки или резки.

Впервые смальту начали изготавливать в Древнем Риме примерно во II—I веках до нашей эры и использовали для декоративных и отделочных работ. Производство было исключительно ручным.

Первые русские технологии изготовления смальты разработал М.В. Ломоносов в середине XVIII века. Поставив более 4 тысяч опытов, учёный нашёл способ получать смальты практически любого цвета. Большую популярность смальта приобрела во второй половине XIX века, особенно после замены икон и других элементов оформления Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге мозаиками из смальты.

Советское мозаичное искусство выросло из традиций Российской империи, из смальтовой мастерской Академии Художеств и мозаичных мастерских семьи Фроловых.

Когда началось строительство станций московского метро, мозаика оказалась тем самым искусством, которое идеально подчеркнуло героику тех лет, мощь Советского Союза, радость советского человека. Сотрудничество с художником А.А. Дейнекой позволило создать знаковые интерьеры, которые стали узнаваемым символом культуры и истории СССР.

Станция метро «Маяковская» была построена по проекту архитектора А. Душкина и открыта 11 сентября 1938 года. Для её оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны А. А. Дейнеке. Они были размещены в плафонах куполов центрального нефа станции. Из 35 панно на сегодняшний день сохранились 34.  Парное панно «Знамя СССР» было утрачено из-за строительства гермозатвора – защитных ворот, не пропускающих радиоактивную пыль в случае ядерного взрыва. Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Весь цикл получил название «Сутки советского неба». Художник ставил своей задачей создать эффект «прорыва в небо», так чтобы пассажир метро мог поднять голову и увидеть мотивы, где фоном выступает небо.

А.А. Дейнека также принимал участие в оформлении станции «Новокузнецкая», которая была открыта 20 ноября 1943 года по проекту архитекторов И.Г. Таранова и Н.А. Быковой. Станция, хотя и сооружена в годы Великой Отечественной войны, отличается богатым внутренним убранством, среди которых – 8 мозаичных композиций из смальты, украшающих станционный зал и наземный вестибюль.

12.09.2022