Тайны новой экспозиции. Бюст А.В. Суворова

Из фондов Курского областного краеведческого музея.

Продолжая рубрику «Тайны новой экспозиции», мы представляем ещё один предмет…

Среди последних приобретений музея, позволивших дополнить жанровое и тематическое разнообразие коллекции фарфоровой пластики – бюст А.В. Суворова.

Образ великого полководца, его жизнь и победы увековечены художниками в произведениях живописи, скульптуры, графики и пр. Особое место в обширной суворовской иконографии принадлежит пластическим изображениям, создававшимся отечественными и зарубежными мастерами на протяжении двух столетий.

Наряду с монументальной и станковой скульптурой образ Суворова был запечатлен и в фарфоровом скульптурном портрете. Авторство одной из моделей принадлежит Илье Яковлевичу Гинзбургу (1859 – 1939 гг.) – известному скульптору, выпускнику и академику Императорской Академии художеств, создателю реалистических произведений портретного и бытового жанра. Среди дореволюционных монументальных работ в жанре портрета авторству  И.Я. Гинцбурга принадлежат памятники А.С. Пушкину в Екатеринославе (1901 г.) и Н.В. Гоголю в м. Сорочинцы (1911 г.), надгробие В.В. Стасова в С.-Петербурге (1908 г.). В советское время, в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, скульптор создал памятники Г.В. Плеханову (1925 г.) (в соавторстве с М.Я. Харламовым) и Д.И. Менделееву (1932 г.) в Ленинграде, И.К. Айвазовскому в Феодосии (1930 г.). Известен И.Я. Гинцбург и как мастер малых пластических форм. Среди его работ – статуэтки И.И. Шишкина, В.В. Верещагина, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Л. Н. Толстого, Д.И. Менделеева и др. В 1930-е гг. в данном виде скульпторы был выполнен и бюст А.В. Суворова.

Как правило, выбор художником иконографического типажа портретируемого оказывает влияние на передачу его характера и идейное содержание произведения. В суворовской иконографии данное отношение прослеживается во взаимной связи живописных и графических портретов полководца с его пластическими изображениями. И.Я. Гинцбург, как и многие другие живописцы, граверы и скульпторы, создававшие посмертные портреты  Суворова, взял за основу своей работы портрет, написанный пастелью на пергаменте саксонским художником И.-Г. Шмидтом в январе 1800 г. во время возвращения полководца из Швейцарского похода, а также его копию в гравюре Н.И. Уткина. Если работе Шмидта, по отзывам исследователей-«сувороведов», принадлежит «исключительное место» в суворовской иконографии, то гравюра Уткина, выполненная по акварельной копии с пастели Шмидта, считается «самым популярным» изображением полководца. «Знаменательно, что почти все работы советских мастеров, – писал Г.И. Меерович, автор-составитель альбома «Суворов» (М.: Изобразительное искусство, 1986 г.) – за редким исключением в иконографическом плане дают творческую разработку типа Шмидта – Уткина…».

Бюст был изготовлен на Ленинградском фарфоровом заводе, где в 1930–1950-е гг. производилась значительная часть фарфоровой пластики в жанре портрета. (До 1918 г. – Императорский фарфоровый завод; с 1918 г. – Государственный (ГФЗ); в 1925 г. – имени Ломоносова, в связи с 200-летием Российской академии наук; с 1936 г. – Ленинградский (ЛФЗ); с середины 1990-х гг., после возвращения городу наименования С.-Петербург – Ломоносовский).

Тематика и стиль портретных изображений в продукции ЛФЗ менялись в соответствии с основными направлениями в развитии советской скульптуры. В стремлении «отразить эпоху» творческим коллективом завода, в «союзе» с известными скульпторами, создавались как образы-типажи современников – участников Октябрьской революции и Гражданской войны, ударников первых пятилеток, героев СССР, так и конкретных лиц – советских партийных и государственных деятелей, известных литераторов, знаменитых артистов театра, оперы и балета в театральных спектаклях и балетных постановках.

«Историческое» направление, в основном, было представлено «ленинской» темой и «пушкинианой». Групповые композиции, посвященные событиям Гражданской войны, портреты военачальников Красной Армии, деятелей науки и культуры прошлого, русских писателей и поэтов XIX в. выпускались к юбилейным датам.

В значительных масштабах « … интерес к истории, к историческим личностям, в первую очередь воинам и полководцам » проявился в фарфоровой пластике в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время. «В 1950-е годы появляется серия бюстов хотя и сделанных по моделям разных авторов, но очень похожих друг на друга по композиции. Плечи портретируемых расположены фронтально, голова чуть повернута или наклонена, постамент круглый или прямоугольный, обычно профилированный… Едва ли не половина всех портретов – изображения исторических личностей, в первую очередь Пушкина, других деятелей культуры и науки, реже полководцев (Суворова, Чапаева)», – отмечает сотрудник Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств И.В. Малкаева.                                                                                                                    

В 1960 – 1990-е гг., в жанре портрета, за исключением редких работ в виде рельефа на плакетках, на предприятии тиражировались модели предыдущих лет. Возможно, если не оригинальной работой 1940 – 1950-х гг., то одним из таких «повторений» и стал в продукции ЛФЗ вышеописанный бюст полководца.  

К сказанному выше следует добавить, что при определенных условиях предметы могут иметь ценность не только как объекты коллекционирования, но и как экспонаты. Так, при отборе музейных предметов для экспозиций ряда тематических выставок музейным работникам не раз приходилось сталкиваться с проблемой отсутствия объемных экспонатов среднего размера, позволяющих внести определенное разнообразие в визуальное восприятие экспозиции в целом, а также ее отдельных разделов в частности. В этом отношении включение подобных предметов в выставочное пространство не только визуально сделает его богаче, но и наполнит новым смыслом и содержанием.

Н. И. Уткин. Портрет князя А. В. Суворова. С оригинала И. Г. Шмидта. 1818 г.
И.Я. Гинцбур.

19.12.2022