Тайны новой экспозиции: «Чему в Европе покровительствуют и что терпят»


Из фондов Курского областного краеведческого музея

Продолжая рубрику «Тайны новой экспозиции», мы представляем ещё один предмет…

26 апреля 1937 г. силами немецкого легиона «Кондор» при поддержке итальянского экспедиционного корпуса была проведена операция «Рюген» – авиационная бомбардировка небольшого г. Герника, находящегося практически в центре страны басков. Она стала одним из наиболее известных эпизодов гражданской войны в Испании.

В Гернике, кроме приблизительно 3700 местных жителей, находились два батальона республиканских войск, 3 военные фабрики и стратегически важный мост. В городе отсутствовали не только средства ПВО, и даже посты наблюдения за воздушным пространством. Республиканская авиация не могла прикрыть город, так как незадолго до этого понесла тяжёлые потери. Не было бомбоубежищ.

С 16:30 до 18:00 над городом несколько итальянских и немецких бомбардировщиков хаотично бомбили городскую застройку.

Самой разрушительной была последняя волна атаки, начавшаяся в 18:30 и длившаяся 15 минут. Три эскадрильи бомбардировщиков «Кондора» (18 самолетов Ju-52), утюжили Гернику, проходя по прямой звеньями по три машины. Каждое звено «обрабатывало» полосу шириной в 150 метров, и, следуя одно за другим, они практически полностью зачистили центр города. Промышленные предприятия при налёте пострадали лишь частично.

Основные разрушения вызвали не взрывы и осколки, а пожары, возникшие в результате бомбёжки, в том числе и из-за того, что в финальной, шестой волне налёта использовались зажигательные авиабомбы.

Уничтожение немецким легионом «Кондор» испанского г. Герника вызвало огромный резонанс как в стране, так и в мире. Республиканское правительство распространяло плакаты, обвиняющие франкистов в трагедии. Один из них выпускался и на испанском, и на иностранных языках.

Искусство плаката требует лаконичности и предельной четкости в отображении мысли, потому как сама суть плаката должна врезаться в память, отпечатываться в сознании зрителя, быть легко считываемой.

Использование фотографии в плакате, в данном случае, оправдано целью максимально задействовать чувства и эмоции – фото убитой девочки непроизвольно заставляет зрителя почувствовать весь ужас и боль трагедии Герники, ведь нет никого более беззащитного, чем ребенок. Автор плаката намеренно использует прием коллажа, чтобы показать заведомо эмоциональный кадр на фоне дыма от взрыва и парящих в небе, будто рационально расставленных рядами бомбардировщиков, противопоставление методичного холодного расчёта и драмы одной единственной трагично оборвавшейся жизни, которая не успела начаться и расцвести, дать свои плоды. Все это вкупе с жесткими лозунгами-предупреждениями оставляет неизгладимое впечатление за счет малых, можно даже сказать, скупых средств художественной выразительности.

Надпись можно перевести как:

«Мадрид
Военная практика мятежников
Чему в Европе покровительствуют и что терпят
Может ждать ваших детей»
.

В годы гражданской войны в Испании отважно сражались с франскистами восемнадцать курян-добровольцев. Четверым из них было присвоено звание Героя Советского Союза: лётчику-истребителю В. Бочарову; лётчику-истребителю П. Коробкову; штурману бомбардировщика П. Десницкому; лётчику-истребителю К. Колесникову.


Из фондов Курского областного краеведческого музея

29.11.2022